18 июля в галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится открытие выставки «Живопись словами / Между текстом и образом», приуроченной к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Это совместный художественный проект Государственного музея В.В. Маяковского и Объединения «Выставочные залы Москвы».
Тесная связь между поэзией и живописью, характерная для искусства русского авангарда, прослеживается на выставке в графических и живописных произведениях Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Елены Гуро, Сергея Боброва, Федора Платова, Ольги Розановой, Василия Каменского, Сергея Городецкого. Одни пришли к живописи через поэзию, другие, будучи художниками, начинали писать стихи.
Поэзия Владимира Маяковского расцвела благодаря занятиям живописью. В своей автобиографии «Я сам» он отмечал, что «понятия поэтические» и «понятия живописные» сосуществуют в нем с детства. Поэтом и художником объявлял себя и «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, его импрессионистические пейзажи, «сдвинутые конструкции» с наличием нескольких точек зрения и пересекающихся плоскостей, галерея портретов деятелей русской эмиграции и представителей американской культуры, созданная за годы, проведенные в США, свидетельствуют о его безграничных художественных экспериментах. В многочисленных рисунках Василия Каменского, выполненных цветными карандашами в «наивном» стиле, с видами Камы, пароходов, самолетов, птиц, сценами охоты угадываются образы, которые он запечатлел в своем знаменитом стихотворном цикле «Танго с коровами». Талант одной из ведущих художниц русского авангарда Ольги Розановой проявился в том числе и в оформлении футуристических изданий. Представленные на выставке ее графика и коллажи дополняются искусно сделанными иллюстрациями к рукодельным книгам начала XX века со всеми присущими им «шероховатостями» и «неровностями» бумаги, печати и цвета.
В экспозицию вошли уникальные материалы из фондов Государственного музея В.В. Маяковского: живописные произведения Маяковского, рисунки «Жирафьей серии», плакаты «Окна РОСТА», профиль поэта, выполненный Александром Родченко, живописные и графические работы представителей русского авангарда, архивные фотографии, малотиражные иллюстрированные поэтические сборники. Диалоги текста и образа актуализируются в современном разделе выставки, в представленных из частных коллекций работах Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, Ростислава Лебедева, Алексея Гончаренко, Александра Панкина, Вагрича Бахчаняна, Людмилы Петрушевской, Дмитрия Пригова. Здесь рассматриваются не только проявления личности одновременно как художника и литератора, но и сама драматургия взаимоотношений слова и образа. Зритель может наглядно наблюдать и переживать феномен визуализации текста и вместе с тем процессы наделения этого текста художественным образом. «Слово после живописи» предстанет в виде единой инсталляции — не только с использованием стен, но и внутреннего пространства, в котором будут располагаться, как флаги, визуальные тексты Людмилы Петрушевской и Вагрича Бахчаняна.
Открытие выставки состоится 18 июля, в 19:00. Вход на вернисаж свобоный!
В рамках выставки пройдут лекции, экскурсии, поэтические читки, театральные и музыкальные перформансы, кинопоказы, литературные и художественные мастер-классы.